Спектакль-сказка о Сильфиде, таинственной и прекрасной нимфе воздуха, своей любовью к земному юноше погубившей себя и его, открывает эпоху «романтического балета». В XIX в. итальянский артист, педагог и балетмейстер Филиппо Тальони поставил «Сильфиду» для своей дочери Марии Тальони. Чтобы подчеркнуть особую грацию и лёгкость Сильфиды, Филиппо придумал движения, а художник и модельер Эжен Лами - соответствующий костюм, ставший впоследствии неотъемлемым признаком романтического балета. Именно в «Сильфиде» костюм был доведён до совершенства и остался без изменений до наших дней. Для создания пышной и вместе с тем невесомой тюники (или пачки, как её называли в России) была использована многослойная лёгкая ткань, создававшая необычный эффект воздушности. В дополнение к воздушной, в форме колокола юбке за плечами Тальони к бретелькам лифа крепились лёгкие прозрачные крылышки. Эта деталь выглядела совершенно естественным дополнением к фигурке Сильфиды, способной по своему желанию подняться в воздух или опуститься на землю. Голова Марии была гладко причёсана и украшена изящным белым венчиком. «Тальони - воздух! Воздушнее ещё ничего не было на свете!» - восторженно писал Николай Васильевич Гоголь. Необычное «порхание» Сильфиды и её подружек достигалось сенсационным изобретением - именно в этом спектакле балерина впервые встаёт на пальцы (пуанты). Раньше, до Тальони, было принято танцевать «на полупальцах» (попросту – немного приподнявшись «на носочки»), теперь же, благодаря особой конструкции балетной обуви, танцовщица смогла встать на самые кончики пальцев! Это создавало иллюзию лёгкого, почти случайного прикосновения к поверхности сцены и явилось принципиально новым средством выразительности — зрители увидели буквально паривших над землей Сильфиду и её подруг. Премьера балета состоялась в Париже в 1832 г. (либретто Адольфа Нурри, композитор Жан Шнейцгоффер). «Сильфида» с Тальони стала поистине выдающимся событием. Зрители переживали подлинное потрясение, полностью находясь во власти искусства... Знаменитый французский хореограф Пьер Лакотт в 70-х годах прошлого столетия восстановил балет Филиппо Тальони, который и сегодня идёт на парижской сцене. Этот классический спектакль красив, грациозен, выразителен, и, безусловно, никого не оставит равнодушным.
Подробнее