0
0
0
Мария (2003)
Maria / Carl Maria von Weber - Euryanthe (Teatro Lirico Di Cagliari)
Большая романтическая опера Карла Марии фон Вебера, на либретто Гельмины фон Шези по средневековой французской повести «История Жерара де Невера и прекрасной и добродетельной Эврианты Савойской, его милой». Сюжет, положенный в основу оперы, использован ещё Шекспиром в «Цимбелине», а до него - Боккаччо в одной из новелл «Декамерона». Граф Адоляр де Невер обручён с прекрасной Эвриантой. Влюблённый в неё граф Лизиарт в присутствии короля объявляет, что добьётся её любви. Если он докажет, что Эврианта неверна, то Адоляр должен отдать ему все свои владения. Уверенный в своей невесте, рыцарь принимает условия. Лизиарт отправляется в замок Адоляра, где тщетно пытается добиться благосклонности девушки. На помощь ему приходит дочь мятежного феодала Эглантина, спасённая Эвриантой, но ненавидящая её как удачливую соперницу. Лживой и лицемерной Эглантине удаётся завоевать доверие Эврианты, и та открывает ей тайну: когда сестра Адоляра Эмма потеряла жениха, она покончила с собой, выпив яд, находившийся в её кольце. Но самоубийца не может обрести на том свете покоя, пока над её гробом не прольётся слеза невинной жертвы. Овладев этой тайной, Эглантина вынимает из гроба Эммы роковое кольцо и передаёт его Лизиарту. В присутствии короля и Адоляра Лизиарт утверждает, что Эврианта стала его любовницей, и в доказательство предъявляет кольцо Эммы. Земли Адоляра переходят к Лизиарту. Адоляр хочет убить Эврианту, но не в силах сделать это. Эврианте удаётся убедить короля в том, что её оклеветали, но, потрясённая происходящим, несчастная теряет сознание, и все думают, что она умерла. Тем временем Лизиарт собирается жениться на Эглантине, но она находится в состоянии, близком к помешательству. Её преследуют угрызения совести, и Адоляр с её слов начинает понимать, что произошло. Он вызывает Лизиарта на поединок. Прибывший король сообщает о мнимой смерти Эврианты. Эглантина, торжествуя, выдаёт тайну своего предательства. Лизиарт убивает её, и король осуждает его на казнь. Адоляр постигает всю безмерность своей вины перед Эвриантой, которую считает мёртвой. Но живая Эврианта падает в его объятия. Её слезы искупили страдания Эммы и даровали грешнице вечный покой... Сентиментально-романтический сюжет (чего стоит одна только история беспокойной самоубийцы!) глубоко переосмыслен Вебером. Гениальная музыка придала жизненную силу персонажам Шези. Образы Лизиарта и Эглантины не только по ситуации, но и по музыкальному выражению предвосхищают Ортруду и Тельрамунда в «Лоэнгрине» Вагнера. Музыка оперы героична, благородна, она передаёт и возвышенную веру Адоляра в свою невесту, и чистоту, нравственное величие Эврианты, и демоническую злобу враждебной пары. Великолепна увертюра, дающая, как всегда у Вебера, сжатое изложение концепции драмы. Композитор широко применил систему развитых лейтмотивных характеристик. «Эврианта» - водораздел между старой и новой оперой, пролог к музыкальным драмам Вагнера. Не сразу были оценены её высокие достоинства. Первая постановка в Вене (заглавную партию исполняла Генриетта Зонтаг) большого успеха не имела. Более значительным был дрезденский спектакль 1824 года. В наше время ставится крайне редко.
- IMDb: 7.1 (273)
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить свой отзыв.