"У каждого направления в искусстве, особенно в первой половине нашего века, есть какое-то одно определяющее слово. Для французского кино Первого французского авангарда таким словом оказалась изобретенная Луи Деллюком "фотогения". Как всякое волшебное слово, "фотогения" не была строго определена. Она обозначала всё то, что на экране приобретает несколько другие очертания нежели в жизни, завораживая зрителя в противоположность обыденной жизни.Что считал фотогеничным Луи Деллюк? Да самые разные вещи: от летательных аппаратов и современной техники или белого и чёрного цветов - до изображения не в фокусе (которое, естественно, носило поэтический характер по отношению к прозаическому повествовательному кинематографу) и разного рода движений кинокамеры И что самое важное, Деллюк не стремился строго определить это понятие, он только описывал его, и самые разные предметы испытывал в своих фильмах на фотогеничность."Луи Деллюк за одну неделю снимает свой фильм "Грязь". Он просит своих друзей побыть "умными статистами": в роли одного из матросов в его фильме - знаменитый кинокритик Леон Муссинак, одна из кокоток - жена Муссинака, Жанна. Жена самого Деллюка - Ева Франсис - играет хозяйку портового кабачка. Только что она встретила свою первую любовь, и между ними вспыхнула запретная страсть. Страсть - это фотогенично!Экзотическую китаянку играет русская актриса Елена Саграри, жена спонсора фильма (за что ей уже восемьдесят лет достаются упрёки в бездарности от всех историков кино). По первоначальному замыслу в финальной сцене Елена Саграри должна была остаться обнажённой. Но спонсору это бы не понравилось, и потребностями фотогении пришлось пренебречь.Впрочем, у Деллюка итак полно проблем. Название "Грязь" запретила цензура, сочтя его вызывающим. 12 августа 1921 года критик Пьер Сиз, чья жена тоже играла у Деллюка, писал в журнале "Синэа": "Представим, что сейчас 1960 год. И мы с умилением вспоминаем: ах, я сам видел, как цензура осудила "Грязь", эту маленькую благопристойную ленту. Блаженные времена...".Драка с цензурой оказалась неудачной: Деллюк изменил название на "Лихорадка". Что касается драки в самом фильме, то она была списана режиссёром с его любимого образчика фотогении - американских вестернов.
Подробнее